Когда измученный войной мир понемногу утих, фотографов захватила волна новой смуты, которая питалась энергией реформистских идей и цинизма. Пользуясь высокомобильной и надежной камерой «Leica», фотожурналисты работали тайно, чтобы иметь возможность заснять такие сюжеты, которые иначе были бы никому неизвестны.
Выставка «Family of Мап»
Центром гуманистического мировосприятия в фотографии стала выставка «Т1ге Family of Мап» («Семья человеческая»), организованная в 1955 году Эдвардом Штай-хеном (1879-1973). Это был проект, в котором демонстрировались 503 снимка 273 фотографов со всего мира. Целью выставки было показать, что «искусство фотографии - это динамический процесс придания форм нематериальным идеям и донесения их в таком виде другому человеку». Выставка доказала, что фотография была в то время первостепенным средством общения. За время восьмилетнего турне ее посетили около 10 миллионов человек.
Эра фотожурналистики
Аппетиты общества на новые журналы, возросшие во время Второй мировой, отнюдь не угасли в мирное время. Тираж английского журнала «Picture Post» (бывший в войну уже около миллиона) рос с каждым годом на 30%. В период между 1950 и 1970 годами издавалось наибольшее их количество, от потребительских журналов мод, таких как «Harper's Вагааг» и «Vogue», до натуралистических и культурологических изданий вроде «National Géographie» и новостных - «Time», «LIFE» и «Paris Match». На вершине популярности тираж «LIFE» составлял 30 миллионов.
К 50-м годам фотожурналистов стали командировать по всему миру для освещения событий и происшествий, но и сами по себе они стали привлекать внимание общества. Их полная приключений и, на первый взгляд, красивая жизнь стала предметом новых заметок и статей.
Журнальные фотографы, такие как Дон МакКаллин (см. с. 57), Маргарет Бурк-Уайт (см. с. 35) и Ирвин Пени (1917 г.р.) были в большом и постоянном спросе. Когда возникла послевоенная депрессия, фотографы старались своим делом помочь восстановлению разоренных городов и расстроенных экономик, выставляя напоказ примеры несправедливости. Это также было время, когда жанр фотоочерка достиг своего апогея благодаря таким фотографам, как Анри Картье-Брессон (см. с. 40-41), Вильям Юджин Смит (см. с. 64), Брюс Дэвидсон (1933 г.р.), Роберт Франк (1924 г.р.) и Уильям Клейн (1928 г.р.), создавшим яркие серии работ.
Проникая во тьму
Новому поколению путешествующей по миру фотожурналистики требовался источник света, такой же мобильный, как и 35-мм камера. Решение пришло из работы американского физика Гарольда Эдгертона (1903-1990), проводившего исследования в области разработки сверхкоротких экспозиций, способных запечатлеть неуловимые глазом движения, например полет пули. Одна из его идей, которая состояла в том, что экспозиция может длиться столько, сколько времени будет работать источник искусственного света, заложила основу для будущей фотографии со вспышкой. Его исследования привели к изобретению стробоскопа, выдававшего огромное количество света за доли секунды. В процессе экспериментов Эдгертон создал основу для разработки портативной электронной фотовспышки. В 50-х и 60-х годах он сделал множество ставших классическими фотографий - от пули, прорывающейся сквозь карточную колоду, до застывшего в движении атлета. Эти снимки привлекали внимание публики, наглядно показывая, что великий ученый может творить великое искусство.
Новые рубежи
Сегодня считается само собой разумеющимся, что все значительные события записываются на пленку для последующих поколений. В 60-х годах Жак Ив Кусто (1910-1997) открыл для нас восхитительное разнообразие подводной жизни. Это произошло благодаря его сотрудничеству с Гарольдом Эдгертоном, который усовершенствовал систему освещения. Удивительно, но во время гонки за первенство в космосе, выигранной Советским Союзом в 1961 году, фотографическое документирование новых достижений не считалось особо важным. Поэтому первая фотография из космоса была сделана астронавтом Джоном Тленном на камеру, которую он тайком пронес на борт «Меркурия» в 1962 году. Эффект, произведенный этим снимком, побудил агентство HACA отправлять в космос специально модифицированные фотоаппараты от фирм «Linhof», «Nikon» и «Hasselblad».
Фотография мод
Фотография, находившаяся ближе к дому, тоже переживала революцию, поскольку все большее влияние на нее оказывала мода. Лондон в «раскачивающиеся шестидесятые» годы стал законодателем мод, и, как результат, имена британских фотографов, таких как Дэвид Бэйли (1938 г.р.) и Теренс Доно-ван (1936-1996), стали звучать у всех на устах, а их работы сделали фотографию и престижным, и презираемым занятием одновременно. Газеты и журналы отражали эту тенденцию в своих материалах, поэтому дизайнеры и фотографы в сфере моды сами становились объектами повышенного интереса. Характерный для той эпохи дух свободы нашел воплощение в снимках Гельмута Ньютона (1920 г.р.) и Гая Бурдена (см. с. 34), которые использовали сексуальность как инструмент повышения продаж. Тем временем расцвет карьер у Лорда Сноудона (1930 г.р.) и Лорда Личфил-да, фотографов из высоких кругов, показал, что фотография проникла во все слои общества, приобретая респектабельность истэблишмента и вместе с тем начиная захватываться диссидентской, иконоборческой молодежью.
Вьетнамская война
Вьетнамская война, хотя и далекая от легкомысленности моды, потянула к себе сотни фотографов, стремившихся документировать сопровождающие ее смерть, разрушения и свидетельства ее моральной несостоятельности. Вооруженные силы США приветствовали их приезд в надежде, что те будут способствовать военным успехам. Многие сделали себе карьеры (а некоторые, к несчастью, закончили) на этой войне. Это и британцы Лар-ри Барроуз (1926-1971) и Дон МакКаллин (см. с. 57), и американцы Эдди Адаме (1933- 2004) и Кэтрин ЛеРой (1945 г.р.).
Возможно, самым убедительным доказательством силы фотографии как документального средства стали два рулона пленок, отснятых фотографом-любителем Рональдом
Хэберле. Его снимки, оказавшиеся неопровержимым свидетельством резни в местечке Май Лай, которую учинили американские солдаты, убив 500 гражданских людей, потрясли весь мир. Уже признано, что эти кадры, вместе с несколькими другими страшными фотографиями, где показывался хаос Вьетнама, обратили американцев и мировую общественность против этой войны и способствовали возвращению американских войск домой.
|