Появление в 1990 году программы графического редактирования «Adobe Photoshop» стало поворотным моментом в развитии фотографических технологий, а также детонировало взрыв популярности цифровой фотографии и творческой работы с изображением. Широкие возможности цифровых фото- и видеокамер размыли границы между профессионализмом и любительством.
Цифровая революция
В 1990 году компания «Kodak» выпустила цифровую фотокамеру DSC-100, первую профессиональную модель на рынке. Она обладала сенсорной матрицей 1,3 мегапикселей, корпусом «Nikon F3» и 200 Мб памяти. К ней можно было подключить дополнительные устройства - черно-белый монитор для просмотра и жесткий диск для хранения снимков. Камера вместе с аксессуарами имела неподъемный вес в 25 кг и стоила 30 тысяч долларов США. Четыре года спустя компания «Apple» также выпустила свой первый цифровой фотоаппарат «Quicktake 100». Его сравнительно низкая цена (чуть менее тысячи долларов)говорила о том, что удобство цифровой фотографии начало перевешивать условие низкого качества изображения. В 1994 году 3-я версия программы «Photoshop» дала возможность работать со слоями изображений, то есть их можно было накладывать друг на друга и корректировать по отдельности. Шаги, которые в своем развитии делала цифровая фотография, были столь стремительными, что к 2004 году она смогла превзойти 35-мм пленку уже и по качеству изображения.
Доступ он-лайн
Рост и все большая доступность всемирной паутины революционным образом изменили те способы, которыми люди просматривали, использовали и реализовывали снимки. Интернет позволяет один снимок увидеть миллионам людей одновременно. Оригинал находится на компьютере владельца или на его персональном веб-сайте, но может быть доступен каждому, кто его посетит. Впервые в истории фотография стала полностью демократичной. Доступ к снимкам теперь не лимитируется ни расстоянием, ни часовыми поясами, ни временем работы, ни количеством копий. Фотографам уже не требуются посредники для опубликования своих работ в масштабе страны или даже мировом. Число вебстраниц, содержащих фотоснимки, выросло с 30 миллионов в 2000 году до более чем 100 миллионов всего четырьмя годами позже. Почти неожиданно оказалось, что основными производителями и потребителями снимков стали пользователи Интернета.
Новая цветная фотожурналистика
К 1990 году черно-белая фотография превратилась в специфический стиль, поддерживали который только самые упорные энтузиасты и кучка фотожурналистов, чьи работы можно увидеть на стенах выставок или в качестве произведения искусства на продажу. Средством фотожурналистики был цвет - предпочтительнее много цвета, и как можно более яркого, почти кричащего. Англичанин Крис Стил-Перкинс (1947 г.р.), американец Алекс Вебб (1952 г.р.) и бельгиец Гарри Груйер (1941 г.р.) были в авангарде этого стиля. В художественном плане эти фотографы пользовались особенностями слайдовой пленки, особенно ее свойством делать тени черными, чтобы выражать эмоциональную реакцию на объект. Их снимки отличались чистыми цветами и глубокой чернотой теней, а цвет использовался скорее в качестве экспрессивной, эмоциональной силы, а не описательных возможностей.
Зондирование космоса
С запуском телескопа «Хаббл» в 1990 году цветная фотография достигла межгалактических рубежей. Первый оптический телескоп-рефлектор, выведенный на орбиту Земли для того, чтобы атмосферные помехи не заслоняли свет звезд, мог запечатлеть далекие объекты с невероятной четкостью. Однако первые его снимки разочаровали авторов, и причиной тому были ошибки в расчетах по настройке оптики. В 1993 году «Хаббл» был отремонтирован астронавтами прямо на орбите, и к сентябрю того же года на Землю стали поступать потрясающие фотографии звезд, находящихся от нас в тысячах световых лет.
Фотокорреспонденты-любители
Доступность высококачественной аппаратуры для широких слоев населения привела к некоторой перестройке в тех сферах фотографии, которые еще недавно были сугубо профессиональными. Некоторыми направлениями, такими как фотография в путешествиях, являющимися источниками пополнения фотобиблиотек и каталогов, теперь владеют почти исключительно увлеченные любители. Снимки с мест событий тоже все чаще присылаются непрофессионалами. Поскольку они более многочисленны, то и вероятность нахождения на месте происшествия у них гораздо выше, чем у одного штатного фотокорреспондента, к тому же у них может быть техника, вполне подходящая под профессиональные стандарты. Многие появившиеся в прессе фотографии разрушительных цунами в юго-восточной Азии в 2004 году были сняты отдыхающими.
Свобода прессы
Профессиональные фотографы, особенно те, что работают в зоне боевых действий, всегда борются против ограничений, которые пытаются наложить на их репортажи. Уже со Второй мировой войны военные и журналисты старались найти возможность работать сообща. Политики и военные командиры поощряют позитивные сюжеты и крайне неодобрительно относятся к любому негативу в освещении своих действий, поскольку он может повлечь критическое отношение со стороны общества, все больше устающего от войн. Не так давно получила распространение практика «погружения» журналистов в войсковые подразделения, целью которой было предотвратить появление неконтролируемых репортажей. Однако оказалось, что солдаты начали пускать фотографов к таким событиям, как на линии фронта, так и за ней, которые те никогда бы не увидели, если бы работали сами по себе.
Хотя фотографы и требуют предоставить им полную свободу, сами не всегда действуют ответственно по отношению к тем, кого снимают. Рассказы о фотографах, ожидающих момента смерти ребенка от голода или тех, что просят разбушевавшуюся молодежь кидать камни в полицейских, подорвало доверие общества к фотожурналистике.
Разнообразие снимков
Фотография так широко охватила разные сферы нашей жизни, что сама начала применяться в разнообразных передовых технологиях, от создания шаблонов микросхем путем фототравления до камер, регистрирующих скорость автомобилей, и камер слежения. В то же время, художники вроде Хизер Барнетт исследуют возможности использования научной фотосъемки для расширения языка художественной интерпретации.
Сегодня за один год можно получить больше снимков, чем было сделано за век предыдущую историю фотографии.
|