Когда фотография стала менее дорогой и более доступной, люди самых разных взглядов и родов деятельности получили возможность с ее помощью заявлять о себе. Пропагандисты и социальные реформаторы использовали фотоснимки для донесения своих идей до общественности. Художники тоже быстро осознали преимущества новой техники и воспользовались ею для расширения границ самовыражения.
Революция в технике
20-е годы XX века стали свидетелями рождения 35-мм пленки - одного из самых важных изобретений в истории развития фотографии. С 1911 по 1913 год немецкий инженер Оскар Барнак (1879-1936) работал над тем, чтобы вдвое уменьшить ширину 70-мм кинопленки. Получившийся кадр размером 24 х 36 мм из-за своих малых размеров требовал значительного увеличения, при котором также увеличивались все имеющиеся дефекты. Все это влекло за собой необходимость в точных технологиях производства и в высококачественной оптике.
Люди скептически отнеслись к практичности 35-мм пленки. Как результат, первым компактным фотоаппаратом, изготовленным в 1924 году, стал немецкий «Егшапох», в котором использовалась 60-мм рулонная пленка.
Он был оснащен объективом большой светосилы, что позволяло фотографам работать внутри помещений, используя уже имеющиеся источники света. Успех «Егшапох» подстегнул выпуск 35-мм камеры «Leica» в 1925 году. Будучи более компактной и легкой, чем «Егшапох», она вскоре стала самым главным инструментом фотожурналистики.
Фотография и пропаганда
Одним из наиболее известных достижений в области документалистики была серия фотографий, заказанная в 1930 году социологом Роем Страйкером из Федерального управления защиты сельского хозяйства (БЗА) при правительстве США. Этот отдел был основан для поднятия экономики в сельских районах после Великой депрессии.
Страйкер отобрал команду фотографов, в которую входили Бен Шан, Уолкер Эванс, Дороти Ландж и Карл Миданс. Их работа стала (и до сих пор остается) одной из самых публикуемых и широко выставляемых в мире, намного превзойдя возложенные на нее задачи.
В то же время любительская фотография оказалась таким популярным занятием, что в Германии ее начало эксплуатировать в политических целях Министерство пропаганды под управлением Йозефа Геббельса. Фотографы должны были визуально подкреплять концепцию арийской семьи в Германии - счастливой, здоровой и сильной, в результате чего их работа стала полностью пропагандистской. Это стало возможным благодаря поощрению фотографов-любителей, создававших привлекательные снимки немецких людей и их образа жизни.
Но арийские идеалы были не единственной стороной истории - уроженец России Роман Вишняк (1897-1990), выдающийся ученый и специалист по истории искусств, запечатлел бедственное положение евреев в западной Европе в период 1933-1939 годов. Он известен своими снимками Варшавского гетто.
Новые конструкции фотоаппаратов
В ответ на успех «Leica» и на признание ее «сверхминиатюрного» формата, а частично из-за того, что «Leica» запатентовала свой дизайн, производители фотоаппаратуры старались придумать новые конструкции камер. Поиски привели к разработке однообъективной зеркальной камеры (или SLR, Single-Lens Reflex), в которой зеркало на пути светового луча, идущего из объектива, переводило изображение на фокусировочный экран. Когда нужно было сделать снимок, во время открытия затвора зеркало убиралось, и то, что перед этим было видно в видоискателе, передавалось уже на пленку. Первой 35-мм SLR-каме-рой, скорее всего, была «Kine Exakta», выпущенная в апреле 1936 г. Хотя, может быть, советский зеркальный фотоаппарат «Спорт» был произведен и того раньше.
Отдельной эволюционной ветвью стала двухобъективная зеркальная камера (Twin-Lens Reflex, или TLR). Механически проще устроенная, чем одно-объективная, она к тому же была почти бесшумной в работе. В ней использовалась рулонная пленка среднего формата, которая давала снимки высокого качества. Ею было легко пользоваться, и она давала возможность точной настройки резкости, поэтому профессионалы очень быстро ее полюбили. Однако как однообъективные, так и двухобъективные зеркальные аппараты имели общий недостаток: изображение в видоискателе получалось перевернутым слева направо. Это положение было исправлено в 1948 году благодаря оснащению камеры пентапризмой, которая переворачивала луч и возвращала изображению естественный вид.
Художественное направление развития
В Европе в 20-х годах XX века все возрастающее влияние модернистских идей и бунт против философского мышления и художественных форм, оставшихся с XIX века, привели к расцвету различных движений. Из них дадаизм и сюрреализм, искавшие вдохновение в субъективном и неосознанном, оказали наибольшее влияние на фотографию. Причиной тому было то обстоятельство, что правдивость фотографического носителя соответствовала их радикальным взглядам.
В это время технология изготовления пленок и оптики достигла такого уровня, который позволял фотографам исследовать пределы своих визуальных возможностей. Это особенно можно заметить по безупречности технического исполнения работ таких фотографов, как Ансель Адаме (см. с. 26-27), Пол Стрэнд и Эдвард Вестон. Вестой, Адаме и другие фотографы в 1932 году сформировали «Группу f/64», поставив перед собой цель добиваться совершенства в качестве фотографий.
Моментальная фотография
В 1944 году американец Эдвин Лэнд (1909-1991) экспериментировал с техникой совмещения проявителя и закрепителя в одном растворе. Используя новаторский процесс перевода серебра сквозь тонкий гель из одного слоя (пленки) в другой (фотоотпечаток), он изобрел «отслаивающуюся» фотографию. Его первый аппарат «Model 95 Polaroid* был продан в 1948 году. Цветные полароидные снимки появились на рынке в 1963 году, а к 1972 году технология «отслоения» была заменена цельной фотокарточкой формата почтовой открытки.
|