Возможность использовать сменные объективы – одно из главных отличий зеркальной камеры от фототехники более низкого класса. Эта особенность предоставляет огромные творческие возможности, но одновременно является источником головной боли для неопытного «зеркальщика», который приобретает DSLR-камеру в первый раз.
Выбор объектива – действительно, задача не из легких, тем более, для человека, который еще не имеет четких представлений о том, какой жанр и диапазон фокусных расстояний в дальнейшем станет для него «основным». Неплохим решением в данном случае является приобретение фотокамеры в комплекте с объективом, на профессиональном сленге фотографов – «ките». Как правило, входящие в комплект объективы хотя и не имеют рекордных технических характеристик, все же вполне достаточны «на первое время» и позволяют познакомиться со всеми возможностями фотоаппарата, а также определиться с тем, какой объектив необходимо купить для дальнейшей полноценной работы. К тому же почти все современные зеркальные фотокамеры любительского уровня предлагаются производителями как по отдельности, так и в «ките».
Однако приобретение камеры в «простейшем» комплекте – вариант, хотя и самый доступный, но отнюдь не единственный. Помимо «основных» китов, в продаже иногда доступны комплекты, в которые входят объективы, значительно превосходящие традиционную «китовую» оптику по всем основным характеристикам. Например, компания Foto.ru предлагает фотокамеру Nikon D40x как в традиционном ките с объективом Nikon AF-S 18-55, так и в комплекте с моделью Nikon AF-S DX 18-70 F/3.5-4.5 G IF-ED.
На примере этих двух объективов будет очень удобно рассмотреть основные моменты, на которые следует обратить внимание пользователю, в первый раз приобретающему оптику для зеркальной камеры.
Фокусное расстояние
Многие начинающие фотографы считают, что чем больше диапазон фокусных расстояний, тем лучше. Разумеется, наибольшую универсальность с этой точки зрения предлагает ультразум. Правда, высококачественный ультразум вполне может оказаться дороже «зеркалки» любительского уровня. К тому же использование максимальных значений фокусного расстояния без штатива затруднительно, а по качеству изображения зумы, особенно, охватывающие большой диапазон фокусных расстояний, как правило «отстают» от объективов с фиксированным фокусным расстоянием. В свою очередь, последние не так удобны в тех случаях, когда требуется быстрое переключение между жанрами, например, пейзажем и съемкой «на фоне». Таким образом, оптимальным выбором для начинающего «зеркальщика» станет хороший объектив с небольшой кратностью.
В нашем случае объектив AF-S 18-55 имеет традиционную кратность 3х, а объектив AF-S DX 18-70 – немного более высокую 4х. Подобная разница кажется не особенно существенной, но в ряде случаев может сыграть свою роль. Например, при портретной съемке большое фокусное расстояние позволяет полностью избежать оптических искажений лица модели. Кстати, дополнительным преимуществом объектива AF-S DX 18-70 в жанре портрета является более открытая семилепестковая диафрагма, которая дает возможность получать привлекательную художественную расфокусировку фона. Нелишним будет максимальное значение 70 мм и «в поле», в частности при излюбленной непрофессиональными фотографами съемке на фоне достопримечательностей. В этом случае объектив в длиннофокусном положении поможет зрительно «стянуть» друг к другу передний и задний план, что позволит с высоким качеством запечатлеть и модель, и архитектурный памятник.
Светосила
Светосила объектива – это его способность обеспечивать тот или иной уровень освещенности изображения при данной яркости объекта. Светосильный объектив позволяет с более высоким качеством снимать в темных условиях. Строго говоря, светосила оптики для любителей менее критична, чем для профессионалов, особенно, репортеров, которым нередко приходится работать с недостаточным освещением и снимать «с рук». Тем не менее, высокая светосила объектива – это в любом случае преимущество. В частности, более светосильный объектив AF-S DX 18-70 (F/3.5-4.5 против F/3.5-5.6 у AF-S 18-55) будет более эффективен при съемке в сумерках или портретной съемке.
Оптическая конструкция
Оптическая конструкция объектива является важнейшей характеристикой, влияющей на качество изображения. Большинство производителей приводят в спецификациях своей оптики такие детали, как количество групп и оптических элементов в схеме объектива, а также наличие в их числе асферических или низкодисперсионных линз. Для «обычного» фотографа большое значение имеет последнее. В частности, асферические элементы (по определению, свободные от сферической аберрации) помогают получать более качественное, равномерно освещенное изображение при сохранении компактных габаритов оптики. Наличие в оптической схеме элементов из стекла с низкой дисперсией позволяет сократить хроматическую аберрацию, что повышает резкость и улучшает цветопередачу. Если обратиться к нашим объективам, преимущество здесь также на стороне модели AF-S DX 18-70. Оптическая схема этого объектива включает три элемента из стекла с низкой дисперсией ED и одну асферическую линзу. В конструкции объектива AF-S 18-55 также имеется асферическая линза, а вот низкодисперсионный элемент ED всего один.
Система автофокусировки
Наведение резкости, как правило, осуществляется либо перемещением всех линз объектива как единой системы, либо перемещением одной или нескольких групп элементов. В зависимости от этого, физические размеры объектива при фокусировке могут изменяться или оставаться неизменными, а передняя линза может вращаться или сохранять неподвижность. Вращение передней линзы не очень удобно, например при работе с поляризационными фильтрами, эффект которых зависит от угла поворота. Наиболее удобны в эксплуатации объективы с системой внутренней фокусировки (AF-S DX 18-70), которые наводятся на резкость более быстро и точно, при этом сохраняя неподвижность передней линзы. Кроме того, при фокусировке эти объективы не «засасывают» пыль из воздуха и поэтому более долговечны, чем модели без системы внутренней фокусировки (AF-S 18-55).
Большое значение для удобства фотосъемки имеет также возможность «вручную» подкорректировать автоматически установленную резкость, не выходя из режима автофокусировки (Full Time Manual Focus). Эта функция будет полезна, например, при недостаточном освещении или съемке «трудного» для автофокуса сюжета с повторяющимися линиями. Если фотограф использует объектив без функции Full Time Manual Focus (в частности, AF-S 18-55), в подобных условиях съемки ему придется наводить резкость в ручном режиме или менять компоновку кадра. При работе же с объективом NIKON AF-S 18-70 в режиме автоматического наведения резкости пользователь может немного «довести» фокус рукой без опасения повредить объектив.
Комплектность
Сегодня многие объективы поставляются с дополнительными аксессуарами, например, чехлами, которые обеспечивают сохранность оптики в «нерабочем» состоянии, или блендами, которые помогают бороться с боковой засветкой, приводящей к снижению контраста изображения и появлению различных цветовых дефектов. Эти принадлежности также могут различаться по своим характеристикам, что, разумеется, должно учитываться при выборе той или иной модели объектива.
В комплект поставки объектива AF-S 18-55 входит широкоугольная бленда, которая отлично подавляет паразитную засветку. К сожалению, она эффективна только при работе в широкоугольном положении 18 мм. А вот с объективом AF-S 18-70 поставляется глубокая лепестковая бленда. Она может использоваться при различных фокусных расстояниях и защищает переднюю линзу объектива от попадания капель дождя. К тому же, благодаря лепестковой конструкции бленды, ее использование не вызывает виньетирование, то есть падение освещенности по углам кадра, при съемке со вспышкой.
|