Сколько бы ни говорили профессиональные фотографы о вреде стандартных шаблонов световых схем, освоить схемы студийного света без них на начальном этапе – невозможно. Прежде чем начать рассматривать классические схемы студийного света необходимо понять, что все в студийной фотографии подчинено, именно, постановке студийного света. Фотокамера лишь фиксирует ту или иную световую композицию. Естественно, есть и свои секреты съемки, но основная работа фотографа – построение верной схемы студийного света. Фотограф в фотостудии - это тот же художник, только его инструменты не кисти и мастихины, а всевозможные световые схемы. И перед тем, как браться за схемы студийного света, нужно хорошо усвоить некоторую терминологию, напрямую касающуюся светового инструментария.
Существуют четыре основных типа освещения, используемого в студии, каждый из которых выполняет свою задачу в постановке схемы света.
- Кey light – рисующий свет (главный, ключевой) предназначен для формирования основного светотеневого рисунка. Различные задачи имеют свои определенные световые схемы. Портрет в этом смысле можно назвать самым сложным жанром, поскольку требует безошибочного определения положения рисующего источника. Его мощность, как правило, на 1-1,5 ступеней (в 2-3 раза) выше всех остальных источников. Вспомогательные осветители и отражатели располагают в зависимости от характера светового рисунка и творческих задач.
Постановка студийного света всегда начинается с выбора типа рисующего источника, а конкретно – его жесткости. Будь то портрет или иной фотографический жанр, рисующее освещение может быть условно разделено на светотеневое и светотональное. В первом случае выбираются источники жесткого освещения, как правило, имеющие небольшие размеры рефлекторов, поверхность которых дает резкие тени. Светотональное освещение гораздо мягче и не дает резких теневых переходов, обеспечивая вместо них плавный градиент. Данный тип освещения достигается использованием световых источников с большими рассеивающими рефлекторами.
- Fill light– заполняющий свет, предназначенный для смягчения светотеневого рисунка. Другими словами: подсвечивает (заполняет) теневые участки объекта съемки или композиции. Источниками заполняющего света могут быть софтбоксы либо светоотражающие лайт-диски и лайт-панели. Заполняющий свет включают в себя практически все схемы студийного света. Портрет без заполняющего света получается с резкими, контрастными тенями и приобретет мистический либо абстрактный характер. Заполняющий свет обязательно должен быть мягким, бестеневым. Необходимое качество света легче всего создать софтбоксом, при правильном использовании которого, исключаются резкие или раздвоенные тени. Чем больше софтбокс и чем ближе он находится к модели, тем сильнее точка его расположения может быть смещена относительно оси съемки (фотокамера – модель).
- Back light – фоновый свет, придающий фотоснимкам объем и глубину, а также визуально отрывающий модель от заднего плана. Для подсветки фона обычно используют источники жесткого света такие, как ковш, тубус, простые рефлекторы, а также шторки. В качестве эффектов применяют цветные светофильтры, насадки с линзами Френеля, и маски Габо (фигурные трафареты для создания световых проекций).
- Accent Light – контровый (акцентирующий) свет, создает световой акцент на контуре силуэта модели. Может быть использован для подчеркивания фактуры одежды и волос. Для получения светового акцентирующего пятна используют тубусы, формирующие узкий поток лампы, рефлекторы со шторками и, реже – стрипбоксы. Постановка студийного света всегда подразумевает расположение контрового источника за спиной модели, о чем, собственно, и говорит его название. Контровый свет очень желателен для большинства портретных схем света.
Теперь, узнав об основных элементах, моделирующих студийный свет, можно переходить к знакомству с классической схемой студийного света. Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве схем, рисующий источник расположен немного за фронтальной осью лица модели. В классической схеме света портрет снимается под углом 45 градусов к модели. Именно так писал большинство своих портретов великий Рембрандт. Классическая постановка студийного света, также может называться «рембрандтовской» или «сорокапяткой» (от угла 45 град).
Заполняющий свет в классической схеме света находится за камерой, и на одной оси с ней. В неклассических схемах света он может быть смещен: главное, чтобы при отклонениях не возникало двойных теней.
Цель любой схемы студийного света – подчеркнуть достоинства внешности модели, скрыть её недостатки, а также сымитировать естественное освещение, подходящее под настроение снимка.
В следующих статьях мы подробно рассмотрим другие схемы света в студии и увидим результаты постановки студийного света!
|