Я являюсь фотографом журнала "Digital Photographer" последние три года. Беглый обзор всех тех изображений, что лежат у меня на диске С, показывает, что более семидесяти процентов из них - фотографии растений. В это число входят и "сырые" снимки, сохраненные сразу после съемки и не подвергавшиеся последующей обработке, а также и многочисленные эксперименты с Photoshop. Я решил исследовать причины, которые стоят за моей страстью фотографировать цветы, и проанализировать, почему же я отдаю предпочтение этому жанру.
Когда я сравниваю, скажем, изображение, полученное мною на прошлой неделе с помощью Canon 300D, и фото с моей первой цифровой фотокамеры Ricoh, я замечаю огромную разницу. И она проявляется не только в качестве снимков, но и в том, как я преподношу их зрителю. Незаметно для себя я сформировал так называемый "взгляд фотографа", который помогает мне выбрать наилучший ракурс объекта перед тем, как я нажму на кнопку фотоаппарата.
Цветы являют собой прекрасные объекты для съемки по ряду причин: они неподвижны (в безветренный день), красочны, многообразны в зависимости от сезона. Цветы и листья одинаково обладают притягательной симметрией, а также широким спектром оттенков и текстур. Комбинации света и тени влияют на их внешний вид, равно как и время до/после дождя (можно даже применять орошающий спрей, но не забывайте о чувстве меры!). И не важно, фотографируете вы редкий экзотический цветок или обыкновенный сорняк. Сердцевины цветов - пестики, тычинки и лепестки - представляют собой очень интересные для съемки области. Обычная трава иногда смотрится, словно ряд солдат, а кора дерева может походить на силуэт слона или какой-нибудь нереальный пейзаж.
Разнообразие растений в природе безгранично: от восковых цветков водяной лилии до нежной фуксии, от первых ярко-зеленых листков по весне до румяных красно-коричневых кудрей, в которые превращаются они осенью. Благодаря им и своему воображению вы имеете все необходимое для того, чтоб создавать совершенно разные и увлекательные композиции.
Каждый найдет себе местечко по вкусу, где он сможет фотографировать красоты природы: будет ли это парк возле дома, поляны у берегов рек или, возможно, ландшафты ботанических садов.
Учитывая собственный опыт в фотографии флоры, приведу аспекты, которые считаю существенными: Композиция. Учитесь смотреть на растение под разными углами, принимая затем решение: стоит ли расположить объект на снимке по центру (вид при 90°) или имеет смысл сфотографировать его под углом. Возможности последующей обработки изображения практически безграничны. Если у вас есть фото цветка с четким контуром (например, герберы), очень просто будет избавиться от фона, вырезав ненужные детали, клонировать, масштабировать, изменять палитру и т.д., пока у вас не окажется целый букет, сотворенный из одного единственного цветка. Освещенность. Достигайте оптимальных световых условий при съемке цветов. Раннее утро и конец дня - обычно самое лучшее время для съемки. И это относится не только к фотографии флоры. Если дневной свет вам не подходит, можно срезать цветок и снять его в помещении под искусственным источником. Хотя, возможно, в этом случае вы получите несколько неестественный вид. Мой опыт говорит, что лучше все же снимать на природе. Фокус. Как сложно было вначале фокусироваться на тех элементах, которые я хотел сфотографировать! Я пытался использовать то автоматический режим, то макро, то корректировал экспозицию. Ручная настройка казалась мне тогда слишком сложной. В конце концов, я остановился на режиме приоритета диафрагмы AV. Я могу добиться хорошей фокусировки, я научился доверять моей фотокамере. Я знаю, что если я выберу AV=0.5, я получу отличный резкий центр изображения с приглушенным фоном. Я начитался литературы про значение показателя F-stop. И хотя многое еще не постигнуто, я начал сознавать, что мои снимки являются "случайными" все в меньшей степени: теперь я лучше контролирую процесс. Я не считаю, что наличие штатива принципиально важно для получения резких снимков цветов. Даже при порывах ветра ваши старания вознаградятся в моменты, когда ветер временно затихает. Вы сделаете фотографию именно в тот момент, когда все объекты неподвижны. Очевидно, что использование штатива, подставки, стены - чего угодно, на чем можно зафиксировать камеру, может улучшить результат. Но изменения положений, которые иногда требуются для того, чтоб сделать нужный кадр, могут исключить использование любых вспомогательных средств. А бывает, что шанс снять что-либо не выпадает дважды. Цвет. Многие цветы будут лучше смотреться на снимке, если вы усилите оттенки (hue) и насыщенность (saturation). В этом случае есть риск получить "выжженный" белый, поэтому для компенсирования снимок нужно будет недоэкспонировать примерно на 2/3. Известно, что красный трудно снимать, и мои лучшие результаты был при съемке в конце дня. Желтый - еще один недружественный для фотокамеры цвет. Иногда кажется, что он выцветает в белый, иногда, наоборот, слишком резкий. Я обнаружил, что лучше всего желтые объекты удаются на зеленом фоне, который "поглощает" резкие тона спектра. Многие снимки растительности могут быть выполнены в черно-белом варианте, сепии (sepia) или в комбинации (к примеру, цветовой всплеск отдельно взятого цветка на монохромном фоне). Макро. Съемка крупным планом цветов и листьев помогла мне отточить умения в значительной степени. Если вы пошли по пути макрофотографии, то перед вами возникнет ряд вопросов, таких как: Брать в фокус весь цветок или только центр? Фон сделать резким или размытым? Стоит ли центрировать снимок? Займет ли предмет съемки максимальное место в кадре? Эксперименты в этой сфере крайне полезны. В целом, для того, чтоб сделать хороший кадр, я пробую порядка десяти различных ракурсов цветка и три (иногда более) разных режима съемки.
Я не осознанно выбрал макросъемку в качестве профилирующей области фотографии. Кроме того преимущества, что относительно просто получить красивые снимки, я получил еще одну большую выгоду. Те принципы, которые я применяю при съемке цветов, подходят и для других объектов, что я фотографирую.
Качественное улучшение, которое я вижу в своих работах, - следствие применения тех методов, идей и техник, которым я научился, экспериментируя и практикуясь. Немало поспособствовала и критика, различные руководства, изучение чужих работ и формирующийся интерес к тому непознанному, что окружает нас и часто остается незамеченным.
Я бы посоветовал каждому, кто неустанно трудится для улучшения качества своих работ, попробовать сконцентрироваться на отдельном выбранном аспекте фотосъемки: пусть это будут цветы, птицы, архитектура или портреты. Ищите свой собственный "уровень комфорта" в любимой области, и вы постепенно отметите, как в свое время и я, что полезная информация, которую вы впитали, наполняет ваши образы, позволяя вам вырабатывать то, что позднее станет неповторимым, персональным стилем.
|