Резко изображаемое пространство распространяется в обе стороны от плоскости наводки — ближе к фотоаппарату и дальше от него. Глубиной этого пространства (пли, 18 короче, глубиной резкости) называют расстояние между передней и задней границами резкости, измеренное по оптической оси объектива, то есть по направлению съемки. Расстояние от плоскости наводки до передней границы резкости меньше, чем от плоскости наводки до задней границы, но постоянного соотношения между этими участками резко изображаемого пространства нет.
Если вы услышите или прочтете, что одна треть всей глубины резкости лежит перед плоскостью наводки, а две трети — позади нее, то не верьте, — это досужая и вредная выдумка. Хуже всего то, что она легко запоминается, а потом приводит к нерезкости самых заметных участков снимка. Глубина резкости изменяется в широких пределах. Чем больше расстояние от фотоаппарата до предметов и чем меньше отверстие диафрагмы, тем большее пространство изображается резко. Кроме того, глубина зависит от фокусного расстояния объектива, но в повседневной практике оно остается постоянным.
В малоформатных аппаратах устанавливаются объективы с меньшими фокусными расстояниями, чем в камерах для негативов среднего и крупного форматов, а потому глубина резкости на снимках 24X36 мм больше. Однако снимки среднего, а тем более крупного формата, обычно увеличивают в меньшее число раз, чем малоформатные. Поэтому, когда рассчитывают глубину для аппаратов больших форматов, к резкости предъявляют меньшие требования. В частности, во всех примерах ниже говорится о глубине резкости наиболее распространенных малоформатных аппаратов с фокусным расстоянием объектива 5 см, но пределы глубины оказываются практически такими же и при съемке аппаратами для негативов 6X6 см. Достаточно взглянуть на оправу объектива, чтобы увидеть, где начинается и кончается резко изображаемое пространство. На оправе рядом со шкалой расстояний нанесена шкала глубины резкости. Она состоит из делений (штрихов, рисок), которые нанесены попарно по обе стороны от указателя расстояния наводки. Оба деления каждой пары расположены на равном расстоянии от указателя наводки. Каждая пара делений обозначается одинаковыми цифрами, — такими же, какие нанесены на шкале диафрагмы.
Деления каждой пары показывают, где (на каком расстоянии от аппарата) будут находиться границы резкости при съемке с тем или иным отверстием диафрагмы. При поворотах объектива одна из шкал (глубины или расстояний) передвигается вдоль другой. Если, например, установить указатель расстояния наводки на 1 м, то деления шкалы глубины, обозначенные цифрой 16, встанут против цифр 0,9 м (точнее 0,85 м) и 1,25 м. Это показывает, что резким на снимке будет все, что находится в пределах от 0,85 до 1,25 м. Если же переставить указатель наводки против отметки 2 м, то деления 16 на шкале глубины покажут, что в пределах резко изображаемого пространства будут находиться все предметы на расстоянии от 1,25 до 3,5 м (рис. 33, 34, 35). Когда изображение вдвое мельче (при съемках с расстояний от 1,7 до 2,2 м масштаб равен 1 : 30—1 :40), то есть когда в пределах кадра помещается верхняя половина фигуры взрослого человека, глубина возрастает, и снимать можно уже с любым отверстием дифрагмы. Если же снимать в масштабе вчетверо меньшем с расстояния 4 м, то глубина даже при диафрагме 3,5 увеличится до 1,5 м, а при диафрагме 16 — до 25 м. Могут, разумеется, быть и затруднения, но в общем-то глубина резкости малоформатных аппаратов больше чем достаточна для любых съемок. Если освоить простые приемы установки по шкале глубины, наводка будет занимать ничтожное время и надежно обеспечит желательную глубину. 19 Если глубина недостаточна или слишком велика, в практике съемок ее можно изменить такими способами: 1) отойти с аппаратом назад или приблизиться к предметам (второе не всегда удается, так как предметы могут не поместиться в кадре); 2) снимать с другим отверстием диафрагмы (если удается во столько же раз изменить выдержку); 3) кроме того, можно сделать так, что на снимке будет использована не вся глубина резкости, а только часть; для этого достаточно, не перемещая аппарат, изменить расстояние наводки. Здесь стоит сказать о заблуждении, которое у нас распространено очень широко. Многие считают, что можно увеличить глубину, если заменить основной объектив аппарата короткофокусным (широкоугольным). Глубина резкости сменных объективов, действительно, различна, но на практике-то этим пользоваться не приходится. Кратко суть заключается в следующем. Любым объективом мы снимаем с такого расстояния, чтобы изображение заняло определенную часть кадра. Если попытаться снять предмет в крупном масштабе (например, в масштабе 1:17) не основным, а широкоугольным объективом с f = 3,5 см, то для получения такого же изображения снимок придется сделать уже не с 1 м, а с расстояния 0,7 м.
При этом глубина резкости остается такой же, как и при съёмке основным объективом. Цель достигнута не будет, а в то же время появятся грубые искажения: на снимке, сделанном широкоугольником, рука, находившаяся ближе к аппарату, окажется вдвое крупнее другой. Глубина на снимках, сделанных широкоугольными объективами, увеличивается, но только при съемке в мелких масштабах (когда в пределах кадра фигуры людей помещаются целиком), и то при условии, если снимать с малыми отверстиями диафрагмы. Однако на практике эта возможность увеличить глубину не нужна по той простой причине, что при мелких масштабах и малой диафрагме глубина и у основного объектива очень велика. Зато объектив с тем же фокусным расстоянием, но большей светосилой действительно полезен: он дает возможность не только сокращать выдержки, а и уменьшать глубину резкости. Прежде чем говорить о практических приемах наводки, надо сказать, что заводы указывают на одинаковых объективах различные пределы глубины резкости. Например, при установке на ? и диафрагме 16 на шкале аппаратов «Киев» можно прочесть, что передняя граница резкости проходит в 3,1 м от аппарата, а на других объективах с f = 5,0 см она может оказаться и в 4 и в 4,7 м. Некоторые думают, что первый объектив обеспечивает большую глубину, а в действительности все они дают изображение совершенно одинаковой глубины резкости, так как их фокусные расстояния одинаковы. Разница объясняется только тем, что при расчете шкал за основу были приняты различные требования к резкости снимка. Предмет, который находится не в плоскости наводки, виден на снимке менее резким, так как каждая освещенная точка поверхности предмета изображается на пленке не точкой, а кружком. Любая отчетливая линия (то есть ряд точек) предмета оставляет на пленке ряд кружков, которые накладываются друг на друга и образуют полоску с нерезкими краями. Чем дальше от плоскости наводки расположен предмет, тем больше размеры кружков и тем заметней расплываются его очертания. В то же время наша способность различать мелкие предметы ограничена.
Пока кружки не больше определенного размера, глаз принимает их за точки, а очертания предмета, то есть линии такой же ширины, видны на снимке так же отчетливо, как очертания и детали предмета в плоскости наводки. Для того чтобы изображение на негативе или контактном отпечатке было резким, достаточно, чтобы диаметр кружков (их называют кружками допустимой нерезкости, или кружками рассеяния) был не больше 1/10 мм. Исходя из этой величины, и рассчитывают расстояния, в пределах которых предметы будут на снимках резкими. 20 На отпечатках, увеличенных не больше чем в пять раз (то есть когда отпечаток со всего малоформатного негатива будет не больше 13X18 см), резкость будет обеспечена, если рассчитать шкалу глубины, исходя из диаметра кружков, равного 1/20 мм. В частности, эта величина и была принята при расчете шкалы глубины аппаратов «Киев». Для отпечатков больших размеров шкалу рассчитывают, исходя из более жестких требований (из кружков допустимой нерезкости диаметром 1/25—1/30 мм), а в результате пределы резко изображаемого пространства сокращаются. После сказанного каждый вправе спросить, как же рассчитана и для каких увеличений пригодна шкала глубины моего объектива? На ответ потребуется несколько минут. Прочтите, на каком расстоянии проходит передняя граница резкости при установке на со (это расстояние Я называется гиперфокальным) и каком-либо отверстии диафрагмы, и подставьте эту величину (в миллиметрах) в формулу - kH f z 2 = Остальные обозначения в формуле: z — диаметр кружка, исходя из которого рассчитана шкала глубины; f — фокусное расстояние объектива (по паспорту, в миллиметрах); k — обозначение диафрагмы. Например, если шкала объектива «Индустар- 50» показывает, что при диафрагме 16 передняя граница резкости проходит на расстоянии 4,7 м (то есть 4700 мм), то диаметр кружка нерезкости 27 1 75000 2750 4700 16 4 , 52 2 = = ? = z мм Если z равен 1/25—1/30 мм, то на практике шкала глубины обеспечит резкость для любых увеличений. Если же шкала рассчитана из кружка допустимой нерезкости диаметром 1/20—1/25 мм, а с негативов предполагается делать отпечатки размером больше 13Х 18 см, то надежнее устанавливать перед съемкой не то отверстие диафрагмы, которое указывает шкала глубины, а соседнее, вдвое меньшее отверстие, например не 5,6, а 8.
О БЕСПОЛЕЗНОЙ НАВОДКЕ
В заводских описаниях аппаратов с дальномером сказано кратко и ясно: наводка на резкость производится по дальномеру. Так и поступают их владельцы. При случае приглядитесь к человеку с фотоаппаратом где-нибудь на площади. Издали он похож на муравья, который то тут, то там останавливается и шевелит сяжками в поисках добычи. Снимет, переползет на другое место и сызнова принимается за упражнения с дальномером, пока двойные контуры здания или памятника не сольются. Зачем повторяется этот маневр — никому не известно. Попробуйте сделать наводку по дальномеру на предметы в 20, 50, 100 шагах и заметьте, на какой ничтожный угол приходится повернуть объектив (или кольцо, которое выдвигает его). А главное, обратите внимание на шкалу глубины: при наводке на любой из этих предметов все прочие остаются в резко изображаемом пространстве даже при диафрагме 3,5. Значит, вовсе нет нужды повторять наводку, когда предметы находятся в 20 м. и дальше, — это пустая трата времени. Вреда такая наводка не принесет, но и пользы от нее нет. Точная наводка по дальномеру необходима при съемках с близких расстояний, когда глубина резкости мала и даже ничтожное перемещение аппарата или объектива может привести к нерезкости.
В остальных случаях дальномер нужен только для измерения расстояний, чтобы установить объектив по шкале глубины. Еще меньше смысла заниматься наводкой на удаленные предметы по зеркальному видоискателю. Их изображение на матовом стекле так мало, а глубина так велика, что уловить разницу в резкости при небольших поворотах объектива практически невозможно даже при очень остром зрении. Посмотрите после самой тщательной наводки на указатель расстояний, а потом измерьте действительное расстояние хотя бы шагами: только в редких случаях окажется, что указатель остановился там, где следовало. Наводка по зеркальному видоискателю — неблагодарная работа и при меньших расстояниях до предмета. Объектив приходится поворачивать в пределах большого утла, чтобы сначала уловить два крайних положения при которых изображение теряет резкость (для этого приходится два раза смотреть на шкалу расстояний и запоминать, против какой отметки остановился указатель наводки), а потом уже установить объектив посредине между найденными крайними положениями.
Кстати сказать, и тут легко допустить ошибку: если, например, резкость теряется при наводке на 3 и 7 м, объектив нужно устанавливать не на отметку 5 м, а так, чтобы указатель наводки встал посредине между делениями 3 м и 7 м па шкале расстояний (то есть вблизи отметки 4 м). Все эти манипуляции отнимают уйму времени и внимания, а в результате могут обеспечить только приблизительную наводку. Гораздо проще, быстрей и надежней установить объектив по шкале глубины.
|