Согласно установившейся традиции, большинство фотографов использует зимний период для обработки того материала, который заснят летом или осенью, и только незначительная часть продолжает работать зимою так же энергично, как и а другие времена года. Поэтому, несмотря на то, что в нашей средней полосе зима продолжается около полугода, нам сравнительно редко приходится видеть хорошие снимки зимних пейзажей. Почему происходит это? Причин, конечно, много, но, вероятно, главною является наша инертность и нежелание ознакомиться с теми особенностями, которые встречаются при зимней съемке, а между тем, знание этих особенностей гарантирует нам успех, и даже рядовой любитель, который обыкновенно после первых неудачных попыток бросает свою работу, даже он сможет при известном навыке получать вполне удовлетворительные результаты. Каковы же особенности, встречающиеся при съемке зимою? Прежде всего, в зимнем пейзаже нет того богатства красок и оттенков, которые встречаются в другие времена года. Благодаря снежному покрову, ландшафт упрощается и сводится к трем или четырем планам, из которых основными являются белый и черный. Это обстоятельство значительно облегчает компоновку снимка, так как богатство и разнообразие красок обычно отвлекает наше внимание, и мы, увлекаясь этой красочной гаммой, часто снимаем такие пейзажи, которые совершенно неинтересны по своей композиции. Хотя зимний пейзаж не изобилует богатством красок, но все же основной белый тон, который в нем доминирует, обладает целой гаммой нежных полутонов и оттенков. В умелой передаче этих едва уловимых нюансов снежного покрова, а также в правильном распределении масс, света и тени, быть может, и заключается главная трудность зимней съемке. Однако одно техническое преодоление этих трудностей не создает еще художественного произведения, почему и полученный снимок будет лишь только тогда удовлетворять нашему эстетическому чувству, когда он будет композиционно правильно построен. Вопросы композиции, которые играют решающую роль во всех изобразительных искусствах, почти не затрагиваются в области фотографии. Правда, на страницах журналов мы часто встречаем выражения: компоновка снимка, композиция кадра и т. п., но все же всего этого слишком мало для того, чтобы любитель мог составить себе ясное представление о том, чем является композиция. Благодаря неполному освещению этого вопроса, получают распространение такие теории, применение которых на практике может лишь привести к механичности и трафарету, что обычно и бывает, когда пытаются сложную теорию композиции заменять несколькими поверхностными «законами» совершенно упуская из виду, что в жизни искусства нет, и не может быть незыблемых законов. Изучение произведений великих мастеров живописи и графики с особенной убедительностью показывает вам, что формы композиции столь же разнообразны, как разнообразна индивидуальность художников, воплощающих в ту или иную форму свою творческую фантазию. Поэтому, говоря о композиции, мы не можем указывать каких-то ее законов, а только лишь в общих чертах наметить те требования, которым она должна удовлетворять, так как композиция есть не что иное, как «умение» художника привести к известному единству все входящие в данное произведение элементы, расположить их во взаимном соподчинении друг другу таким образом, чтобы самое размещение этих элементов способствовало выяснению основной цели или задачи произведения” (В. Никольский). Композиции художественного снимка должна удовлетворять вышеуказанным требованиям, для чего нужно, чтобы она была: 1) проста, так как загромождение снимка излишними деталями раздробляет внимание зрителя и отвлекает его от основного замысла композиции; 2) целостна, т.е. построена таким образом, чтобы все элементы, входящие в нее, были настолько органически спаяны друг с другом и находились в таком равновесии, чтобы к ним нельзя было ничего прибавить или убавить; 3) ясна, т.е. четко выражать основной замысел, для достижения чего фотографу придется подчеркнуть или выдвинута одни формы, отодвинуть или ослабить другие и, наконец, совершенно удалить третьи; 4) естественно, так как всякая надуманность и искусственность, особенно в фотографии, производит неприятное, отталкивающее впечатление; 5) красива как по своим основным линиям, так и по размещению масс, света и теми; 6) ритмична, так как «ритм композиционного строения должен соответствовать замыслу художника; подчеркивать движение или, напротив, придавать спокойствие изображаемому, уравновешивать пылкость одних персонажей спокойствием других, или, напротив, если только это соответствует замыслу художника спокойствием поз одних оттенять и подчеркивать быстроту других и т.п.» (В. Никольский). Кроме того, для успешного разрешения композиционных задач, фотограф - художник должен «хорошо использовать кадр», т.е. так заполнить площадь снимка, чтобы в нем не было пустых мест и чтобы каждый сантиметр этой площади был действительно нужен.
Композиционно снимок этот построен довольно правильно и удовлетворяет почти всем перечисленным выше требованиям. Сюжет снимка необычайно прост и слагается из трех планов; переднего, соответствующего снежному пространству, с красиво закругляющейся дорогой, среднего плана, состоящего из группы елей налево, а также пригорка, покрытого лесом, расположенного направо, и, наконец, заднего плана в виде холма. Отсутствие излишних деталей, красивое расположение линий, а также правильное соотношение между светом и тенью придают снимку особенную четкость и выразительность. Следует указать также на целостность композиции, благодаря которой все элементы снимка являются как бы органически спаянными один с другим. Стоит убрать линию смежных следов первого плана, как весь снимок станет скучным, монотонным и потеряет свою глубину; уничтожьте группу елей среднего плана, и равновесие масс резко нарушится. Уже один беглый анализ только что приведенного снимка позволяет нам сделать ряд практических указаний. Мы убедились в том, что скучный и однообразный передний план благодаря умелому использованию снежных следов получил глубину и выразительность. Следовательно, если в снимаемом ландшафте на первом плане будет находиться снежное пространство, то его следует чем-то оживить. Хотя в создании художественного снимка главную роль играет творческая фантазия фотографа, мы все же считаем возможным привести несколько технических приемов, применяемых для оживления переднего плана. Помимо умелого использования снежных следов, для достижения намеченной цели может служить фигура, располагаемая на первом плане. Контраст этой фигуры с окружающим его белым фоном может придать снимку необходимую глубину и выразительность. Если же фотограф, задавшись целью передать девственную чистоту снежного покрова, желает в то же время оживить передний план, то для достижения этого он может использовать как тени от различных неровностей, встречающихся на снегу, так и тени деревьев или кустов. Мы уже упоминали, что одной из главных прелестей зимнего пейзажа является та симфония полутонов и нежных оттенков, которые имеются на снегу, для передачи этих нюансов лучше всего производить съемку утром или же незадолго до захода солнца. В это время малейшие неровности, встречающиеся на поверхности, дают от себя длинные тени, что придает снимку необычайную красоту и рельефность. Что касается художественного замысла снимка, то область эта настолько разнообразна, что не поддается какому-либо учету. В общих чертах можно только указать, что в своих работах фотограф-художник стремится передать или прелесть снежного простора, освещаемого яркими лучами солнца, или настроение серенького зимнего дня, или же, наконец, прелесть зимнего наряда деревьев с ветвями, отягощенными снегом и красиво разукрашенными инеем. Переходи к технике зимней съемки, мы прежде всего должны остановиться на вопросе о выборе объектива. С точки зрения автора, лучшим объективом является некоррегированная линза (монокль) светосилою не менее Ф/6,8 м фокусным расстоянием от 25 до 35 см для размера пластинки 9х12 см. Благодаря неисправленной сферической и хроматической аберрации, линза передает лишь общее впечатление от пейзажа, совершенно притушая назойливые и раздражающие глаз детали. Поэтому получаемые снимки отличаются большою пластичностью, правильно передают перспективу, а главное—создают ту воздушную дымку, которую так трудно передать анастигматом, Само собою разумеется, что и при помощи анастигмата талантливый фотограф сумеет добиться намеченного результата, но для этого ему нужно будет соблюдать известные правила предосторожности. Прежде всего следует избегать сильного диафрагмирования объектива и не доводить его светосилу ниже Ф/9, так как о уменьшением диаметра диафрагмы повышается резкость различных планов, что, однако, идет за счет потери воздушной перспективы и пластичности снимка. Так как снег сильно отражает свет, то, во избежание попадания а объектив нижних и боковых отраженных лучей, что, как известно, сильно вуалирует пластинку, на его переднюю оправу следует надевать полый цилиндр, сделанный из черной бумаги или картона. В виду того, что при низкой температуре шторные затворы отказываются иногда работать, более пригодными следует призвать металлические секторные затворы типа Компур или других систем. Как уже неоднократно приходилось подчеркивать, что главную прелесть зимнего пейзажа составляют нежные, иногда едва уловимы, оттенки снежного покрова, для передачи которых обязательно требуется применение ортохроматических пластинок и светофильтров. Только при соблюдении этих условий мы сможем правильно передать всю шкалу света и тени, а, главное, добиться того, чтобы небо на снимке вышло темнее снега. Что касается светофильтров— выбор их зависит как от сорта пластинок, так и от их цветочувствительности. Как общего правила, следует придерживаться принципа — избегать слишком темного светофильтра и применять только такой, который удлиняет выдержку не более чем в три раза.
Главной трудностью, которую приходится преодолевать не только начинающему любителю, но и опытному фотографу, является вопрос об определении правильной экспозиции. Трудность эта заключается в том, что зимние ландшафты отличаются очень сильными контрастами, благодаря чему фотограф колеблется, применить ли ему выдержку, которая позволила бы выработать наиболее темные части пейзажа, или же определить экспозицию, ориентируясь на главную массу, т.е. на снег. В первом случае он получает безнадежную передержку снежного плана, который, теряя все свои индивидуальные качества, выходит на снимке в виде сероватой однообразной массы; во втором случае он получает прекрасно переданный снег, обезображенный черными силуэтами недодержанных темных частей пейзажа. Выход из создавшегося положении может быть только один, а именно: экспонировать так, чтобы темные предметы вышли несколько недодержанными, а снег—немного передержанным (в особенности важно следить за тем, чтобы снег был только немного передержан). И уже последующими процессами, главным образом проявлением, добиться исправления допущенной ошибки.
|