По-настоящему удивительной особенностью художественной фотографии является то, что она способна пробуждать самые разнообразные чувства. Вы смотрите на что-то поистине волшебное, и у вас появляется ощущение полного погружения в образ; вы как бы растворяетесь в фотографии; внутри просыпается благоговейный трепет. И это именно то впечатление, которое фотограф старался пробудить в каждом увидевшем его фотоработу.
Впечатления, производимые художественной фотографией на зрителя, субъективны настолько же насколько субъективно само фотоискусство. Если взять трех человек, увидевших одну и ту же художественную фотографию, то вполне вероятно (и это скорее всего), что они будут испытывать совершенно различные эмоции. На кого-то из них фотография произведет плохое впечатление, на кого-то хорошее, а кто-то вообще ничего не почувствует.
Допустим, есть фотография утки в естественной среде обитания. Кто-то посмотрит на нее и тут же заявит, - какая великолепная расцветка крыльев. Какое чистое и изящное отражение в воде, - как будто рядом плывет еще одна утка. А капельки воды, задержавшиеся на ее теле, похожи на крошечные бриллианты, нанизанные на перья приятного шоколадно-коричневого окраса. И тут же другой зритель, посмотрев на эту же фотографию, скажет, что вода выглядит грязной, а вид самой утки какой-то жалкий и несчастный. А третий, возможно, просто пожмет плечами и скажет: «Утка, как утка».
Каждый фотограф, занимающийся художественным фотографированием природы, конечно же, надеется, что его работы вызовут у зрителей гораздо более сильные эмоции, чем просто пожимание плечами и равнодушное замечания «утка, как утка». Однако то, как фотографии природы пробуждают эмоции, - открытые, честные и субъективные, - и составляет их привлекательность. И для любителей природы подобные фотоработы становятся частью их жизни. Если вы обожаете китов, то грубая мощь и реализм соответствующих художественных фотографий в противовес к «обработанным» образам в живописи и скульптуре, становятся для вас более привлекательными.
Художественная фотография природы имеет свойство затягивать. Если достаточно долго смотреть на фотографию морских волн, разбивающихся о зазубренные скалы, то вскоре вы ощутите, что с головой погружаетесь в этот образ, - вы практически физически почувствуете дуновение бриза, соленый привкус прибоя и услышите умиротворяющие звуки накатывающихся волн. Это именно то самое впечатление, которое и стремился передать фотохудожник в своей работе.
Людей всегда впечатляют места, куда они никогда не поедут или не могут поехать. Их впечатляют фотографии диких животных, снятые на таком приближении, что кажется стоит протянуть руку и можно дотронуться до меха. И их всегда впечатляет красота и грубая мощь, предлагаемые художественными фотографиями природы.
Авторы художественной фотографии постоянно участвуют в нашей жизни. Это их работы мы вешаем на стены у себя дома, их работы служат обоями и хранителями экранов в наших компьютерах, их работы наносят на футболки, которые мы с удовольствием носим. Эмоции и впечатления, вызываемые художественной фотографией, - будь они положительные, отрицательные или безразличные, - позволяют нам сформировать наше личное мнение о том, что нам нравится, и что не нравится. Художественная фотография рождает в нас те чувства, которые мы называем вечными.
|