Использование люминесцентного освещения в цветной фотографии всегда вызывает значительные затруднения. Кроме различия спектральной чувствительности глаза и цветной фотопленки или матрицы существует проблема, связанная с зависимостью цвета красителя от природы падающего света. Например, два красителя, кажущиеся идентичными для глаза при солнечном освещении, могут выглядеть совершенно разными при рассматривании их при "дневном” люминесцентном освещении.
В практике профессиональной фотосъемки для преобразования спектрального состава источника света служат конверсионные светофильтры различной плотности: сине-голубые для повышения цветовой температуры, красно-коричневые для ее понижения.
Разумеется, цветовую температуру нельзя рассматривать как чисто технический параметр, а светофильтры - лишь как средства для приведения ее к «правильному» значению. B ряде случаев создаваемый цветовой оттенок может даже улучшить вид снимка. Например, на закате свет имеет очень низкую цветовую температуру, и ваши фотографии будут окрашены в золотистые и оранжевые тона в гораздо большей степени, чем вы ожидаете; однако вряд ли вам захочется избавиться от этого эффекта, поскольку именно ему закатные снимки и будут обязаны своей привлекательностью. При съемке вечером в пасмурный день на фотографиях может появиться синий оттенок, который также выглядит довольно эффектно.
Различные комбинации фильтров и источников света позволяют создавать массу интересных эффектов, особенно при смешанном освещении. Например, если вы снимаете вечерний вид дома или магазина, освещенного изнутри лампами накаливания, то можете попробовать надеть на объектив синий фильтр 80A: он придаст холодный оттенок всем объектам, освещенным естественным светом, и в то же время «охладит» свет в окнах здания, сделав его цвет более натуралистичным. Контраст между холодным светом снаружи и теплым внутри может выглядеть очень эффектно.
Если вместо плотного синего фильтра использовать его более слабую разновидность, например 80В или 80C, то желтый оттенок внутреннего освещения компенсируется не полностью, и его контраст с холодными уличными тонами может стать еще более выраженным. Особенно хорошо этот эффект смотрится на зимних снимках: синие тона создают ощущение сильного мороза на улице, а из окон домов льется приветливый теплый свет. Аналогичного результата можно добиться в помещении при сочетании света ламп накаливания со светом вспышки или дневным светом из окна. Если при съемке портрета освещать лицо модели лампой накаливания, а задний план подсвечивать вспышкой, то при установке на объектив фильтра 80A цвет лица будет выглядеть естественным, а предметы на заднем плане приобретут выраженные холодные тона. A почему бы не использовать для той же цели возможности самих фильтров?
Синий фильтр 80A и оранжевые фильтры 85-й серии имеют одинаковую плотность и взаимно компенсируют друг друга. Следовательно, если поместить один из них на объектив камеры, а другой - на вспышку, то освещенные вспышкой области будут выглядеть естественно, а фоновые детали будут иметь цвет фильтра, который находится на объективе.
Таким образом, чёткое понимание природы цветовой температуры и приёмов её коррекции помогают фотографу в решении творческих задач.